Аккумуляторные батареи также стали предметом непрофессионального обсуждения. Все чаще и чаще из разных источников можно услышать, что АКБ следует покупать только новые, вроде как, тогда гарантируется их исправная работа. Однако, в то же время, затруднительно найти ответ на вопрос, что же следует подразумевать под понятием «новые» АКБ.
Все это ведет к тому, что покупатели с настороженностью относятся к батареям, выпущенным год или полтора назад.
Кстати, эта проблема — наша, исконно-русская, поскольку нигде за рубежом у людей не возникает мысль проверить срок АКБ, ведь главное, что абсолютно логично, чтобы технические показатели были в норме.
Нашей русской подозрительности есть резонное объяснение, поскольку, да, это факт, АКБ прошлых лет и правда имели большую вероятность саморазряда, т.е. теряли емкость, когда не были в эксплуатации.
Однако ведь наука не стоит на месте! Такую неосведомленность, скорее, можно назвать невысоким уровнем любознательности и интереса к области, или попросту, непрофессионализмом.
Итак, открываем секрет: современные АКБ, при условии соблюдения всех необходимых правил хранения, могут храниться долго.
Почему стало возможно такое чудо, мы объясним ниже.
Начнем с основ.
Автомобильные стартерные АКБ бывают:
– малообслуживаемые, т.е. с решетками из свинцово-сурьмянистого сплава с малым содержанием сурьмы;
– необслуживаемые: "гибридные" и "кальциевые";
– полностью необслуживаемыми: герметизированные со связанным электролитом.
Затем АКБ различают по составу сплава решетки:
– PbSb — положительные и отрицательные решетки производят из свинцово-сурьмянистого сплава с содержанием сурьмы до 2,5 %;
– "Гибрид" — положительные решетки сделаны с добавлением сурьмы, отрицательные — с добавлением кальция;
– PbCa — положительные и отрицательные решетки свинцово-кальциевые.
Еще, исходя из особенностей изготовления решетки, батареи могут быть изготовлены посредством отливки (PbSb, PbCa), просечки и дальнейшей растяжки (PbCa), штамповки (PbCa).
Получается, быстрый саморазряд (то есть, спустя 4 месяца степень заряженности снижается на 60%) удел практически канувших в Лету сурьмянистых стартерных батарей, благодаря им существует миф и о «скоропортящихся» АКБ.
Поскольку сейчас актуально экономить материал, обращается внимание на то, какое количество граммов свинца необходимо для получения 1 А•ч, что делает АКБ особенно технологичными. Во время всего срока эксплуатации (4–5 лет) вполне можно обойтись без доливания дистиллированной воды часто, этот результат обеспечивают новые технологии и переход от сурьмы к кальцию.
Технология создания решетки также претерпела изменения. От производства пластин из сурьмы посредством отливки, затем на смену сурьме пришел кальций, который не устроил разработчиков из-за своего выгорания во время процесса производства методом литья.
Другая появившаяся технология — технология просечки и растяжки. Однако и она имела свои минусы: у решетки был один дизайн. Плюс к этому не имела рамки, поскольку решетки режутся (учитывая определенную длину) из просечно-растяжной ленты, которая выходит в конце.
Так специалисты пришли к штамповке (от англ. — punching, что переводится как "перфорирование").
Она позволяет сделать необходимый дизайн решетки, дающий возможность обеспечивать более высокую плотность тока там, где это нужно.
Технология PowerFrame от VARTA — дизайн жилок создается при помощи моделирования на компьютере, которое рассчитывает нужную проводимость решетки, учитывая плотность тока в каждой конкретной точке.
Штампованная решетка PowerFrame обладает рамкой, еще один важный момент, поскольку положительная решетка зачастую со временем корродирует и увеличивается в размерах — это приводит и к увеличению ее сечения соответственно. Поэтому без рамки она достаточно хрупкая или замыкается через сепаратор.
Еще один сильный аргумент в пользу штамповки-вырубки — качество лучше и стабильность больше в плане коррозии. Отсюда — более продолжительная эксплуатация аккумуляторной батареи.
Ну а теперь, наконец, о том, что же происходит с батареей в ходе хранения. Степень заряженности "гибридных" АКБ при бездействии понижается до 40% (это, приблизительно, 12,4–12,5 В) после 14 месяцев, батарей типа "кальций — кальций" (и положительная, и отрицательная пластины произведены из кальция) — спустя 18–20 месяцев.
Из этого следует ― современные аккумуляторы могут быть в хранении 1-1,5 года без утраты качеств, а после этого периода и подзарядки их можно даже хранить и вполне применять и дальше.
Специалисты сходятся во мнении: время хранения залитых и заряженных батарей с даты выпуска до продажи не должно превышать:
– 18 месяцев — крайний срок хранения без подзарядки для кальциевых батарей;
– 12 месяцев для батарей с гибридной технологией.
Аккумуляторные батареи в сухозаряженном исполнении можно хранить до 3 лет. При старте работы после заливки и пропитки, если НРЦ меньше 12,5 В, необходимо будет их подзарядить.
Покупая АКБ, чтобы быть уверенным в качестве товара, (в большей степени для любопытства — у дилеров зарекомендовавших себя на рынке фирм обычно при хранении проблемы отсутствуют как таковые) подойдет проверка вольтметром НРЦ.
Удостоверимся, что НРЦ — не ниже 12,5–2,6 В (у полностью заряженной батареи НРЦ будет показывать где-то 12,8 В). Тут главную роль будут играть десятые доли. Не забудьте оценить и презентабельный внешний вид вместе с целостностью упаковки.
Поскольку проблема зимы и дорог для нас как нельзя актуальна, в отличие от той же Европы, про основательную проверку аккумуляторных батарей забывать не стоит, себя же и своей безопасности ради. На рынке России для легковых авто можно подобрать чаще всего "гибридные" аккумуляторы или батареи "кальций — кальций".
Для определения технологии изготовления батареи нужно придерживаться жесткого, но верного правила — проверять ее по сопроводительной документации или, например, сайта производителя и прочих, поскольку этикетка чаще всего не более, чем рекламная дополнительная площадка, не содержащая полезной информации.
Теперь поговорим о напряжении автомобильного аккумулятора, больше даже об измерении напряжения АКБ при помощи нагрузочной вилки. Она представляет из себя 2 контакта, вольтметр, сопротивление и ручку.
Как измерить напряжение? Убираем все с аккумулятора, очистим клеммы очень тщательно. Затем подключим прибор: плюс на плюс, минус на минус. Меряем каждую банку, с фиксацией напряжения без сопротивления нагрузки.
АКБ в нормальном состоянии должна показывать примерно 12,2 В на выходе, каждая банка — 2 В. Когда аккумулятор заряжен, или его напряжение в порядке, то провести проверку батареи можно нагрузкой.
При замере нагрузкой необходимо на каждую банку давать нагрузочное сопротивление.
Сопротивление подбирается из расчета емкости АКБ, что важно. Для АКБ емкостью 100 Ач сопротивление подбирается около 0,010 Ом, для 50 Ач — приблизительно 0,020 Ом. Итак, нужно подсоединить вилку к каждой банке, замерить значение примерно 5 сек. Необходим устойчивый надежный контакт с клеммами. Напряжение каждой банки — не ниже 1,8 В.
Повышенная безопасность — неукоснительное правило при работе с АКБ. Никакого контакта электролита с кожей, работа должна производиться лишь в резиновых перчатках и с чистой батареей.
Задействованные приборы непременно нужно проверить на исправность, а доступ к работе с батареей не должен быть сложным.
Есть вероятность, что, когда вы наконец измерили напряжение, выяснится — батарея обладает низким зарядом. Когда после зарядки напряжение не увеличилось, или батарея при нормальном напряжении через короткий период времени теряет ток, то её можно попробовать восстановить, для это используются особые присадки и особый метод зарядки. В том случае, когда батарею уже нельзя реанимировать, надо ее менять, поскольку износ батареи при дальнейшей эксплуатации будет все больше расти.
Напряжение абсолютно заряженного автомобильного аккумулятора равняется приблизительно 12,65 В, пороговые 8 В уже могут означать полный (а возможно, что и вовсе невосполнимый) разряд батареи. Как перезаряд, так и сильный разряд неблагоприятны для батареи, эти значения с каждым циклом в несколько раз снижают срок эксплуатации АКБ.
Почему настолько опасен большая разряженность батареи? При сильной разряженности количество серной кислоты в электролите сильно падает, и это провоцирует появление осадка кристаллов сульфата свинца, которые выходят из дальнейшей химической реакции ― т.к. теперь они нейтральный компонент.
Вдобавок, низкая концентрация кислоты делает электролит схожим с водой, и такой электролит быстро замерзает при низкой температуре, что обусловливает в конечном счете разрыв АКБ. У перемерзшей батареи пластины закорочены почти везде.
Отметим: крайне остро реагируют на подобные скачки напряжения герметичные необслуживаемые батареи. В них нельзя влиять на плотность электролита, что говорит о том, что стоит рассчитывать: их срок службы короче, особенно в случае эксплуатации в непростых условиях. Поэтому лучше всего в зимний период эти батареи заряжать чаще, и избегать сильного разряда.
Не надо забывать и о том, что напряжение заряженного автомобильного аккумулятора — 12,65 В, последующий перезаряд не принесет батарее положительного результата.
Если ваше зарядное устройство по-прежнему работает даже тогда, когда аккумуляторная батарея примерно два часа как не принимает ток, это может привести к закипанию электролита, что вызовет осыпание пластин, и даже возможному взрыву батареи, поскольку при закипании электролита газ начинает сильно выделяться.
Возьмите за правило задействовать автоматическое импульсное зарядное устройство. Так вам не нужно будет контролировать процесс зарядки, поскольку этот прибор самостоятельно констатирует конец зарядки и отключит подачу энергии на батарею. Положительный результат очевиден: батарея прослужит дольше, срок работы современных батарей составляет 5-7 лет.
Собственность ravta.ru. При перепечатывании обязательно указывать первоисточник ravta.ru.