Кашу маслом не испортишь – стоит ли руководствоваться этой народной мудростью при выборе моторного масла и покупать то, что побольше объемом да подешевле ценником? Нет, ведь некачественным, поддельным или неподходящим маслом можно серьезно навредить двигателю – «испортить кашу». Каждый опытный автомобилист, впрочем, как и любой другой покупатель, скажет, что стоимость не является главным определяющим фактором (хотя этот показатель тоже важен). Тогда как правильно выбрать моторное масло? На какие свойства и спецификации следует обратить внимание? Давайте попробуем разобраться.
Все советы по подбору масла можно разделить на три большие взаимосвязанные категории: это его классификация в соответствии с общепринятыми стандартами (маркировка на этикетке), рекомендации производителя двигателя (указанные в руководстве пользователя автомобиля) и конкретные эксплуатационные условия (уникальны для каждого региона). Ну что ж, обо всем по порядку.
Как классификация помогает определить качественное моторное масло
Связно и структурированно распределить широчайший ассортимент смазочных материалов для двигателя по классам, прямо скажем, задача не из легких. Наиболее преуспели в этом деле две организации, которые претендуют на статус независимых, а значит способны дать объективную оценку свойствам каждого вида масла. Речь идет об Американском институте нефти (API) и Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA). При выборе моторного масла следует обратить внимание на маркировку в соответствии с принятыми данными организациями требованиями.
По API все масла структурированы в две большие категории: API S – смазочные материалы для бензиновых двигателей и API С – продукты для дизельных моторов. Также с недавних пор выделяется класс EC, которым обозначаются энергосберегающие смазочные материалы (EC – сокращение расходов топлива на 1,5 процентов, EC-II – экономия горючего до 2,7 процентов). Данные, приведенные в таблице, сгруппированы по эксплуатационным свойствам: от высоких к более низким. Эта информация поможет разобраться в том, как определить моторное масло наилучшего качества.
Класс масла по API | Описание характеристик и рекомендаций |
Масла для бензиновых двигателей | |
SN | Новейший класс, сертификация в соответствии с которым начинается с 2011 года. Масло пригодно для использования в современных автомобилях, также применимо в работающих на биологическом топливе двигателях. Зольность минимальная. |
SM | Масла отличаются удлиненными интервалами замены, снижают расход горючего и продлевают ресурс двигателя. Рекомендуются для двигателей, выпущенных после 2003 года. |
SL | Высококачественные масла с хорошей стабильностью свойств и низкой летучестью, благодаря чему интервалы технического обслуживания увеличиваются. Рекомендованы для моторов, выпущенных после 2000 года. |
SJ | Последняя из категорий, действительных для бензиновых двигателей. Неплохие эксплуатационные характеристики, продлевающие ресурс старых моторов. Рекомендовано для выпущенных после 1995 года двигателей, также полностью заменяет все более старые классы. |
SH | Для моторов собранных после 1992 года. Сейчас используется только в виде дополнительного класса к маслам для дизельных двигателей. |
SG, SF, SE, SD, SC, SB, SA | Сертификация в соответствии с данными классами уже не осуществляется. Масла предназначались для старых двигателей до 1993 года выпуска (SG), до 1989 (SF), до 1981 (SE) и еще более давних моделей, которые уже можно отнести к раритетным. |
Масла для дизельных двигателей | |
CJ-4 | Рекомендуется для моторов после 2005 года выпуска. Масла подходят для мощных четырехтактных двигателей, работающих при высоких нагрузках. Соответствует высоким требованиям по числу выбросов твердых частиц и газов в окружающую среду. Низкое содержание золы, серы, фосфора. |
CI-4 PLUS | Дополнительный класс, утвержденный в 2004 году. Оптимизирован под спецификации определенных компаний, для техники которых важно малое TBN (щелочное число). По сравнению с CI-4 стабильность к сдвигу выше. |
CI-4 | Масла этого класса подходят для моторов, выпущенных после 2001 года. Ориентировано на высокие экологические требования. Смазочные материалы устойчивы к окислению и образованию нагаров и других отложений. |
CH-4 | Для выпущенных после 1997 года двигателей. Пригодно для использования в сочетании с топливом, характеризующимся высоким содержанием серы. Снижает износ клапанов даже при больших нагрузках. |
CG-4 | Для моторов, собранных после 1994 года. Защищает силовые агрегаты магистральных тягачей и автобусов, препятствует образованию сажи, нагаров. Однако стабильность масла зависит от качества горючего, что является существенным недостатком. |
CF-4 | Спецификация утверждена в 1990 году. Масла данного класса подходят для мощных двигателей, сокращают расход топлива и снижают затраты смазочных материалов на угар, предотвращая загрязнение поршней. |
CF-2 | Класс появился в 1994 году. Смазочные материалы данной категории выпускаются для двухтактных двигателей, работающих при больших нагрузках. Масло предотвращает закоксование поршней и их износ, увеличивая ресурс мотора. |
CF | Класс масел, которые эффективно защищают от коррозии и образования шламов. Подходят для техники, работающей во внедорожных условиях на топливе с большим содержанием серы. Последний из действующих классов. |
CE, CD-II, CD +, CD, CC, СВ, CA | Сертификация масел по этим стандартам сейчас не осуществляется. Смазочные материалы подходят для старой техники с двигателями без наддува или с ним, но при щадящих эксплуатационных условиях. |
Как уже было отмечено, другая общепризнанная классификация – ACEA. При выборе моторного масла на нее не менее важно обращать внимание. В состав данной организации входят крупнейшие европейские производители легковых и грузовых автомобилей. Маркировка смазочных материалов осуществляется по таким классам: ACEA A – для бензиновых двигателей, ACEA B – для дизельных, ACEA E – для двигателей автобусов и грузового транспорта, ACEA C – указывает на совместимость масла с нейтрализаторами отработавших газов. Универсальные масла для легковых автомобилей соответствуют и классу A, и классу B.
Категория конкретного масла состоит из литеры и числа после нее, например, E7. Чем выше числовое значение, тем лучше эксплуатационные характеристики определенного смазочного материала.
Вязкость – важный критерий при подборе моторного масла
От вязкости смазочных материалов зависит эффективность защиты двигателя в различных условиях, поэтому, разбираясь в том, как выбрать моторное масло, нужно обращать внимание на этот параметр. Система классификации моторных масел по вязкостным свойствам разработана Обществом автомобильных инженеров – SAE. Все масла можно разделить на три класса:
- Летние. Данные смазочные материалы маркируются числовыми обозначениями (кратными десяти) в диапазоне от 20 до 60, например, SAE 50. Чем выше значение числа, тем масло лучше сохраняет свои вязкостные свойства при повышении температуры.
- Зимние. В обозначение входит число (кратное 5) в диапазоне от 0 до 25 и литера W после него, например, SAE 15W. Чем меньше числовое значение, тем ниже температура, при которых масло сохраняет свои вязкостные свойства.
- Универсальные. Такие масла имеют «двойную» классификацию, например, SAE 15W 50. То есть масло подходит и для летних, и для зимних условий эксплуатации.
Таким образом, основные классификации моторных масел: ACEA, API и SAE. Существуют и другие спецификации и стандарты, которые утверждают автостроители для своей продукции. Этого вопроса коснемся на следующем этапе – рекомендации производителя.
Производители рекомендуют выбирать качественное моторное масло
Выше мы рассмотрели различные классы смазочных материалов для двигателей автомобиля. Каждый автопроизводитель в Руководстве по эксплуатации указывает категории, которым должно соответствовать моторное масло. При чем рекомендуемые параметры будут зависеть не только от модели автомобиля, но и от конкретного двигателя. Стоит учитывать, что значение превышающее рекомендованное – не всегда подходящее. Особенно это актуально при выборе масла по «летней» вязкости. Если смазочный материал не становится текучим даже при высоких температурах – с одной стороны это плюс, но в определенных обстоятельствах значительно снижается скорость образования масляной пленки, что приводит к износу деталей.
Как уже упоминалось выше, многие компании создают собственные спецификации и требования, которым определенные масла могут и не отвечать, то есть не иметь соответствующий допуск. В данном случае специалисты называют такие спецификации «коммерческими». Не секрет, что выпуск смазочных материалов весьма прибыльное занятие, как и производство автомобилей. Поэтому компании могут осуществлять взаимовыгодное сотрудничество (например, одни выдают одобрения, другие поставляют смазочные материалы для первой заливки при сходе авто с конвейера) или автопроизводители вовсе создают фирменные линейки масел, которые полностью и отвечают оригинальным требованиям. Но, все-таки, подобная коммерческая составляющая имеет место не каждый раз, по большему счету, это лишь предположения. Вместе с тем, автопроизводители всегда стремятся продлить срок службы своей техники (иначе бренду наносится серьезный ущерб), поэтому плохое масло точно рекомендовать не будут.
Еще один фактор, почему при подборе моторного масла стоит учитывать требования указанные автопроизводителем – это гарантийные обязательства. Если потребитель нарушает инструкции, используя смазочные материалы не тех спецификаций, то он рискует потерять право на гарантийное обслуживание при возникновении проблем с автомобилем (и тут уже будет сложно доказывать, что масло было полным аналогом).
Таким образом, можно сделать вывод – стоит учитывать рекомендации автопроизводителя по вязкости масла, по его классификации ACEA и API, также обращать внимание на допуски.
Как выбрать масло для конкретных условий эксплуатации
Практически всегда в Руководстве по эксплуатации есть оговорка о внешних условиях. То есть требования к моторным маслам для одного двигателя будут различаться в зависимости от того, где он работает: на крайнем севере или при палящем круглый год солнце. В основном речь идет о классе вязкости. Так, при сильных морозах использование масла SAE 25W может существенно навредить двигателю.
Также при выборе моторного масла стоит учитывать возраст двигателя, стиль вождения. Или это езда по городу с частыми остановками, или это движение по скоростным трассам. В соответствии с этим смотреть на характеристики масла: если нагрузки на двигатель часто достигают максимальных, то лучше в точности следовать рекомендациям автопроизводителя и не экономить на смазочных материалах. Если же мотор не решает серьезных задач, можно подобрать масло со схожими характеристиками, но более дешевое. Часто бюджетным вариантом является минеральное моторное масло.
Минеральные и синтетические – в чем разница?
«Разница в цене!» - скажет покупатель и будет полностью прав. Добавим, что цена в этом случае отражает качество.
- Минеральные масла не отличаются стабильностью свойств при высоких нагрузках, поэтому интервалы замены их весьма частые. Подойдут для старых двигателей и для моторов, которые эксплуатируются в щадящем режиме (если производитель не указал иначе).
- Синтетические масла обладают гораздо лучшими характеристиками, не теряют их при длительной эксплуатации, отлично справляются с тяжелыми нагрузками. Стойки к окислению, пенообразованию. Единственный недостаток – более высокая цена. В качестве альтернативы есть третий вариант.
- Полусинтетические масла, как видно из названия, создаются с использованием минеральных и синтетических компонентов. Близки по своим характеристикам к синтетическим смазочным материалам, при этом их стоимость куда приемлемее. Могут использоваться при достаточно суровых условиях эксплуатации.
Подобрать масло не сложно!
Из сказанного выше следует, что правильно подобрать моторное масло достаточно просто. Главное внимательно проследовать всем рекомендациям: ознакомиться с требованиями производителя автомобиля, вспомнить об условиях эксплуатации и читать указанные на этикетке спецификации. При этом выбрать смазочный материал придется один раз, а затем лишь смело покупать зарекомендовавший себя продукт.
Собственность ravta.ru. При перепечатывании обязательно указывать первоисточник ravta.ru.